Фонд «Перспектива» запускает новый тренд в партнерстве государства, бизнеса и общества. Победители грантовых конкурсов фонда будут получать поддержку от крупного бизнеса. Как получить грант, сколько средств выделяет государство на помощь гражданскому обществу, для чего это нужно и какое влияние НКО может оказать на развитие регионов — об этом в интервью генерального директора фонда «Перспектива» Александра Свинина.
- Расскажите, пожалуйста, о фонде, как и почему он появился?
— В 2015 году Общественная палата РФ запустила проект поиска, поддержки и продвижения гражданских активистов и представителей НКО «Перспектива». В рамках проекта на форумах «Сообщество», премии «Я-гражданин», пленарных заседаниях ОП РФ мы поработали с более чем 12 тыс. активистками в 2015 году. Каждый десятый — представитель НКО в малом городе или сельской территории. На итоговом форуме «Сообщество» в 2015 году гражданские активисты обратились с предложением создать нового оператора грантов Президента РФ для НКО в сельских территориях и малых городах. Президент РФ Владимир Путин поддержал эту идею в Ежегодном послании Федеральному Собранию. Проект «Перспектива» ОП РФ стал фондом поддержки гражданских инициатив, а в 2016 году — оператором грантов Президента РФ для НКО на селе и в малых городах.
Сегодня это первый и единственный в России фонд, который специализируется на данной тематике. В 2016 году за 4 конкурса фонд «Перспектива» распределит 480 млн рублей для поддержки НКО, работающих в малых городах и сельских территориях. У нас уже завершились три конкурса и сейчас идёт приём заявок на последний четвертый конкурс.
- Сколько организаций получили от вас грант в этом году?
— На сегодняшний момент известны победители первых двух конкурсов. Это 152 проекта, на которые было выделено более 254 млн рублей. Победители третьего конкурса будут известны 15 октября, а получателей грантов в четвертом конкурсе мы назовем 5 декабря.
Самое важное достижение для нас, что большая часть заявок (во втором конкурсе — это свыше 90%) к нам приходит из регионов. В этом и есть основная цель фонда «Перспектива» — дать поддержку региональным, местным инициативам, решающим проблемы жителей сел и малых городов. При этом проекты НКО из Москвы, поддержанные фондом, — это также проекты, направленные на развитие территорий. Например, фестиваль «Териберка» или проекты Ассоциации самых красивых деревень России.
- Какие проекты подаются на гранты?
— К нам приходят заявки от очень интересных проектов и что не менее важно интересных людей. Например, есть молодой парень Василий Пацевич из деревни Верхняя Салда Красноярского края. Вот мы все привыкли к стереотипу, что молодежь уезжает из сел. А Василий, наоборот, получил высшее образование в Красноярске и вернулся в свою деревню. Создал скейт-парк, летом там можно кататься на скейте, а зимой на сноуборде, он обучает этому сельских детей из пяти соседних деревень. Еще он ведет программу обмена – дети из деревни и школьники из Красноярска ездят друг к другу на каникулах. Часто программа обмена — это в Америку, Европу поехать. Но у нас ведь огромная страна, можно и в своем крае такое организовать.
Или другой пример. Вячеслав Горелов из села Кривец Пермского края. Он 23 года занимается реабилитацией трудных подростков из детских домов через работу на ферме. Он их берет к себе, бесплатно дает им землю, помогает построить дом. У них есть живность, мясной цех, они делают нарезки и продают их в Пермь. Так вокруг одного человека уже образовалась целая деревня. Те, кто 20 лет назад был подростком, сейчас уже сами родители. А всего через его программу реабилитации прошло более 5 тысяч детей. Это классная технология, она не уникальная, ее можно использовать во всех регионах, и Вячеслав готов своей методикой делиться.
- Как получить грант, как оцениваются заявки?
— Очень важный вопрос. Чтобы правильно подавать проекты и выигрывать, заявители должны помнить, что грант – это не средство постоянного финансирования текущей деятельности организации. Это средства на реализацию одного конкретного проекта. А часто бывают заявки, связанные с текущими расходами, зарплатами сотрудников и так далее. Проект — это что-то ограниченное во времени и имеющее конкретный результат. Для нас важнейшим критерием оценки является социальный эффект. Заявитель должен указать, какие конкретные результаты ожидаются для региона – в нашем случае, для села или малого города, как проект повлияет на качество жизни в этом месте. Затем уже эксперты оценивают важность и востребованность этого проекта.
Для начала нужно ознакомиться с конкурсной документацией и убедиться, что организация подходит под условия проведения конкурса. После этого можно выбрать грантооператора, который подходит вам по направлению, выбрать конкурс, в который вы успеете подать все документы. Далее вы оформляете заявку либо самостоятельно, либо при помощи онлайн-помощника на сайте. Важный момент: в любом случае вам нужно предоставить оригиналы документов в офис грантооператора. После этого пакет документов будет рассмотрен грантовой дирекцией на соответствие формальным требованиям.
- Если говорить более широко, достаточно ли средств, которые государство выделяет для поддержки гражданским активистам?
— Экономическая ситуация сейчас сложная и, возможно, в следующем году на фоне общего мирового кризиса будет ухудшаться. А НКО будут требовать все новых и новых ресурсов для развития. Например, в этом году 9 операторов грантов президента распределяют 4,6 млрд рублей. Постоянно увеличивать сумму гранта, чтобы обеспечивать устойчивость этой системы господдержки, — не выход. Необходимо вести системную работу по поддержке интересных НКО. Поэтому фонд "Перспектива" в этом году вышел с предложением, с одной стороны, к бизнесу, к компаниям, которые могут софинансировать социальные проекты. С другой стороны, мы обратились к нашим партнерам — краудфандинговой площадке Boomstarter — для того, чтобы привлекать еще и средства граждан для софинансирования некоммерческих проектов.
- И каковы результаты?
— Во-первых, действительно получилось заинтересовать бизнес. Да, бизнес и раньше работал с НКО. Но теперь мы будем делать это вместе: государство, бизнес и общество. Теперь проект, получивший грант от президента, сможет получить еще и грант от бизнеса. Крупные компании такие как СУЭК, ОМК, ГК Трио и Энергия Участия стали нашими первыми партнёрами. Сейчас уже отобрано 4 проекта для софинансирования. Что это значит? Проект-победитель нашего грантового конкурса получает дополнительное инвестирование от бизнеса.
Приведу пример. Проект «Лыжи Мечты» замечательной Натальи Белоголовцевой – это программа по внедрению технологий эффективной реабилитации и социализации людей с детским церебральным параличом (ДЦП), аутизмом, синдромом Дауна, проблемами со зрением, слухом и другими ограниченными возможностями здоровья с помощью занятий спортом. Как показал 3-х летний опыт реализации программы по всей России, в том числе в сельской местности и малых городах, занятия горными лыжами дают 100% положительный результат и являются самой эффективной реабилитацией и социальной адаптацией для людей с ОВЗ.
Благодаря финансированию от фонда и компании СУЭК расширилась география проекта. Фонд выделил грант в размере 3 284 015 рублей на оборудование площадки в республике Удмуртия на территории горнолыжного комплекса «Чекерил». А компания СУЭК профинансировали открытие программы уже в Таштаголе Кемеровской области — закупили оборудование, оплатили обучение инструкторам на общую сумму более чем 1,5 млн рублей. Частично профинансировали запуск проекта в Красноярске.
Во-вторых, мы начали показывать нашим грантополучателям, как привлекать дополнительные средства от обычных людей. Уже три проекта собирают софинансирование от граждан на площадке Boomstarter. Например, проект Вячеслава Горелова, о котором я рассказывал ранее, привлек дополнительно к гранте 280 тыс рублей — и это была полная сумма софинансирования, мы закрыли сбор. Два других проекта также собрали более 200 тыс рублей, но у них больше объем средств, потому работа с краудфандингом для них еще продолжается.
С одной стороны, мы обеспечиваем стабильность самому проекту некоммерческой организации: его поддерживает не только государство, но и бизнес, который готов давать средства на его расширение или продолжение. С другой — тестируем проекты на востребованность обществом и бизнесом, ведь если люди готовы рублем вкладываться в социальную инициативу, к примеру, на площадке Boomstarter, значит, эта инициатива действительно необходима. Мы как грантооператор знаем, что такой проект действительно будет принят обществом, решит какую-либо социальную проблему. То же самое с бизнесом, который работает в регионах, и лучше понимает специфику проектов на местах.
- Как помощь НКО соотносится с развитием регионов?
— Суть грантов Президента России в том, что Президент через некоммерческую организацию в любом случае оказывает поддержку людям. То есть вот эти 4,6 млрд рублей, которые выделены грантооператорам для поддержки НКО, это не деньги, которые останутся в НКО и будут распределены как зарплата. Это деньги, которые через НКО дойдут до людей — то есть появятся новые образовательные программы, появятся новые волонтерские проекты в области медицины, новые спортплощадки и т.д. Помощь все равно приходит к людям.
Анастасия Бединская, специально для проекта «Жизнь без преград». РИА Новости